Monday, November 12, 2012

11-րդ դասարանի ռուսերենի օլիմպիադայի հարցեր



ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 класс
  Расставьте ударения в выделенных словах:
Постричь наголо - шашки наголо
В стенах школы – пробоины в стенах
Больной орган – церковный орган
Приданое невесты – приданное значение
                                                                              За каждую правильную пару – 0,25 б.

Правильно ли дано толкование слова? Отметьте ошибки.
            А. Ланиты – щёки.
Б. Недюжинный – слабый, болезненный.
В. Псарня – стая собак.
Г. Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Д. Знамение – развешивание флагов в дни праздников
                                                                За каждый правильный ответ – 0,2 б.

         3.   Допишите фразеологизмы:
             1. Быть не в .....................         2. Попасть ......................             3. Обвести ...................         
            4. Не ударить ...............................                        5. Сесть .......................
                                                                          За каждый правильный ответ – 0,2 б.
 Образуйте простую форму степени сравнения от данных прилагательных:
           Сладкий –______________________________
Мелкий –________________________________
Простой –________________________________
Резкий –___________________________________
Слабый –__________________________________
                                                                         За каждый правильный ответ – 0,2 б.

 Подберите синонимичные словосочетания к данным фразеологизмам:
           Родиться в сорочке - ___________________________________________
Авгиевы конюшни - _____________________________________________
Сизифов труд - ________________________________________________
Нить Ариадны - _______________________________________________
                                                                                      За каждый правильный ответ – 0,25 б.



 Вставьте, где нужно, пропущенные буквы:
Искус...ный, я...ства, ровес...ник, окрес...ный, напрас...но, блес...нуть, пас...бище, че...ствовать, ненас...ный, захолус...ный.
                                                                                      За каждый правильный ответ – 0,1 б.

 Впишите Н или НН:
Путешестве...ику, заброше...ому сюда волею случая, подавался жаре...ый картофель, зажаре...ый карп и жаре...ый в масле цыплёнок, покрытый румя...ой корочкой. Лишё...ый возможности выбирать, пле...ик с обиже...ым видом  ел  печё...ые пирожки и рассматривал невида...ый интерьер.
                                                                        За каждый правильный ответ – 0,1 б.

 Исправьте ошибку в употреблении глагольной формы:
Старики жаловались, что ребята лазиют по садам и воруют                                                           яблоки
................................................................................................................................................
В центре повести - герой, жаждующий любви................................................................
................................................................................................................................................
                                                                               За каждый правильный ответ – 0,5 б.

 Исправьте речевые недочёты в предложениях:
               Сберегательной кассе требуется временно грамотный бухгалтер.
            ...........................................................................................................................................................
Нельзя не восхищаться женскими характерами Пушкина, Лермонтова, Тургенева. .......................................................................................................................................................................................................................................................................................................
                                                                           За каждый правильный ответ – 0,5 б.

 Выберите правильную форму сказуемого:
            Дети, кто из вас (А- ответит, Б-ответят) на этот вопрос? __________________
Большинство населения (А - идут, Б-идёт) за демократическими лидерами._______
                                                                   За каждый правильный ответ – 0,5 б.

 Выберите возможное продолжение предложения:
Заметив приближение грозы, ...
А. ...мы поспешили домой.
Б. ...нам стало не по себе.
В. ...пришлось отложить прогулку.
Г. ...друзья спрятались в шалаше.
                                                                         За каждый правильный ответ – 0,5 б.

 Образуйте  все  возможные словосочетания:
            Испытывать неприязнь        человека       ..................................................................
Ненавидеть                             к человеку    ..................................................................
Уверять                                   в человека   ........................................................................
Верить                                     человеком   .......................................................................
Восхищаться                                                  ....................................................................
                                                                         За каждый правильный ответ – 0,2 б.

Соедините паронимы из левого столбика со словами из правого:
Длинный                 отпуск__________________________________
Длительный          рукав___________________________________
                                отсутствие______________________________
                                наблюдение_______________________________
                                песня_____________________________________
                                                                   За каждый правильный ответ – 0,2 б.

 Образуйте от данных словосочетаний сложные прилагательные:
              Дальний Восток - _______________________________________
Средняя Азия -__________________________________________
Короткое время- ________________________________________
Прямой угол -___________________________________________
Сорок  лет - ____________________________________________
                                                               За каждый правильный ответ – 0,2 б.

 Подчеркните лишнее слово в синонимическом ряду:
        Краткость, сжатость, содержательность, лаконичность, немногословность.
                                                                     За правильный ответ – 1б.

 В каком случае синоним подобран неверно?
           А. Личина – личность
Б. Броский – ненужный
В. Компактный – маленький
Г. Мешковатый – неуклюжий, неловкий
                                                            За каждый правильный ответ – 0,25 б.

 В каком случае антоним подобран неверно?
А. Корректный – невежливый
Б. Вычурный – талантливый
В. Ералаш – порядок
Г. Скудный - бесцельный
                                                                 За каждый правильный ответ – 0,25 б.

Отметьте случаи неправильного употребления слова благодаря:
А. Благодаря крепкому здоровью он легко переносил любые нагрузки во время тренировок.
Б. Благодаря перелому ноги я попал в больницу.
В. Гости разъезжались, благодаря хозяев за радушный приём.
Г. Машина вышла из строя благодаря аварии.
                                                               За каждый правильный ответ - 0,5 б.
Шестой падеж русского склонения М.Ломоносов назвал «предложным».    Раньше этот падеж называли «местным».   Подумайте и ответьте, почему его так называли? _________________________________________________________________________________________________________________________  За правильный ответ – 1б.

 Её вешают, дают на отсечение, ломают, иногда теряют. О чём идёт речь?___________________                                          За правильный ответ – 1б.

Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Определите значения  многозначного слова идёт:
Он мне сказал: «В кино?  Идёт!»______________________
Он не спросил: «А что идёт?» -_______________________
Мол, это к делу не идёт._____________________________
Даю билет – и он идёт.______________________________
(Ах, как костюм ему идёт!)__________________________
Вдаль наша улица идёт.______________________________
Трамвай по улице идёт.______________________________
И дождь на улице идёт.______________________________
А он пешком себе идёт._______________________________
Упорно к цели он идёт.________________________________
                                                                За каждый правильный ответ – 0,1 б.

Напишите 5 существительных общего рода.
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
                                                   За каждый правильный ответ – 0,2 б.

Объясните значение следующих пословиц и поговорок:
Бабушка надвое сказала.___________________________________________________
Первый блин комом._______________________________________________________
Как об стенку горох._______________________________________________________
По одёжке протягивай ножки.______________________________________
                                                                 За каждый правильный ответ – 0,25 б.

Напишите 5 крылатых выражений из комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                                   За каждый правильный ответ – 0,2 б.
Ученик, определяя спряжение глаголов, рассуждал так: «Бежать – глагол 2 спряжения, так как в 3 л. ед.ч. имеет окончание -ит (бежит); хотеть – глагол 1 спряжения, так как в 3 лице ед. числа  имеет окончание –ет (хочет)». Согласны ли вы  с ним? .................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
                                                                               За правильный ответ – 1 б.  
          
 Вставьте в текст подходящие по смыслу отрицательные местоимения:

    ....................  меня так не обижало, как то, что брат до сих пор считал меня маленьким. Он не говорил со мной ............................... серьёзном, не знакомил меня .................................из своих товарищей. Когда у него собирались однокурсники, брат говорил мне: «Пошёл бы ты  гулять,........................... тебе здесь делать».  
                                                         За каждый правильный ответ – 0,25 б. 
                                                                                                                                                                       
Расставьте знаки препинания:
    Где бы вы ни бывали  в городе или в деревне в вагоне поезда или на палубе речного парохода на севере или на юге нашей страны всюду прислушивайтесь к русскому языку к певучему народному говору запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству образности и поэтичности поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.Прав был Тургенев когда говорил что такой язык может быть только у великого народа.                     (К.Паустовский)
                                                                                За каждый правильный знак – 0,1 б.

Кто из русских композиторов  обессмертил в музыке «Пиковую даму» Пушкина?
                   Глинка, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский.
                                                                За  правильный ответ – 1 б.

Как объяснить иностранцу следующие речевые обороты?
   Очень мне надо!_________________________________________________  Здравствуйте, я ваша тётя!_______________________________________
                               За каждый правильный ответ – 0,5 б. 

30.Восстановите поэтический текст. Напишите, кто автор этих строк и кому они посвящены.
 «Погиб ...................! – невольник чести-
                  Пал, ........................................... молвой,
      С свинцом в груди и жаждой ........................,

     Поникнув ............................................ головой!..»
_____________________________ ________________________________________________                   За  текст – 0,5 б. За второе задание – 0,5б.  В сумме -1б.

Максимальное количество баллов – 30. За каждую орфографическую ошибку вычитается 0,2 б., за пунктуационную – 0,1б.

                                          




No comments:

Post a Comment

circle.am