ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 класс
Расставьте ударения в выделенных словах:
Постричь
наголо - шашки наголо
В стенах школы – пробоины в стенах
Больной
орган – церковный орган
Приданое невесты – приданное значение
За
каждую правильную пару – 0,25 б.
Правильно ли дано толкование слова?
Отметьте ошибки.
А. Ланиты – щёки.
Б.
Недюжинный – слабый, болезненный.
В.
Псарня – стая собак.
Г.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Д.
Знамение – развешивание флагов в дни праздников
За каждый правильный ответ – 0,2 б.
3. Допишите фразеологизмы:
1.
Быть не в .....................
2. Попасть ...................... 3. Обвести ...................
4.
Не ударить ............................... 5. Сесть .......................
За каждый правильный ответ – 0,2 б.
Образуйте простую форму степени сравнения от
данных прилагательных:
Сладкий –______________________________
Мелкий
–________________________________
Простой
–________________________________
Резкий
–___________________________________
Слабый
–__________________________________
За каждый правильный ответ – 0,2
б.
Подберите синонимичные словосочетания к данным
фразеологизмам:
Родиться в сорочке -
___________________________________________
Авгиевы
конюшни - _____________________________________________
Сизифов
труд - ________________________________________________
Нить
Ариадны - _______________________________________________
За каждый правильный ответ – 0,25 б.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы:
Искус...ный,
я...ства, ровес...ник, окрес...ный, напрас...но, блес...нуть, пас...бище,
че...ствовать, ненас...ный, захолус...ный.
За каждый правильный ответ – 0,1
б.
Впишите Н или НН:
Путешестве...ику,
заброше...ому сюда волею случая, подавался жаре...ый картофель, зажаре...ый
карп и жаре...ый в масле цыплёнок, покрытый румя...ой корочкой. Лишё...ый
возможности выбирать, пле...ик с обиже...ым видом ел
печё...ые пирожки и рассматривал невида...ый интерьер.
За каждый правильный ответ – 0,1 б.
Исправьте ошибку в употреблении глагольной
формы:
Старики
жаловались, что ребята лазиют по садам и воруют
яблоки
................................................................................................................................................
В
центре повести - герой, жаждующий
любви................................................................
................................................................................................................................................
За
каждый правильный ответ – 0,5 б.
Исправьте речевые недочёты в предложениях:
Сберегательной кассе требуется временно грамотный бухгалтер.
...........................................................................................................................................................
Нельзя
не восхищаться женскими характерами Пушкина, Лермонтова, Тургенева.
.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................
За каждый правильный ответ – 0,5 б.
Выберите правильную форму сказуемого:
Дети, кто из вас (А- ответит,
Б-ответят) на этот вопрос? __________________
Большинство
населения (А - идут, Б-идёт) за демократическими лидерами._______
За каждый правильный ответ – 0,5 б.
Выберите возможное продолжение предложения:
Заметив
приближение грозы, ...
А.
...мы поспешили домой.
Б.
...нам стало не по себе.
В.
...пришлось отложить прогулку.
Г.
...друзья спрятались в шалаше.
За каждый правильный ответ – 0,5 б.
Образуйте
все возможные словосочетания:
Испытывать неприязнь человека
..................................................................
Ненавидеть к человеку
..................................................................
Уверять в
человека
........................................................................
Верить
человеком
.......................................................................
Восхищаться
....................................................................
За каждый правильный ответ – 0,2 б.
Соедините паронимы из левого столбика со
словами из правого:
Длинный отпуск__________________________________
Длительный рукав___________________________________
отсутствие______________________________
наблюдение_______________________________
песня_____________________________________
За каждый правильный ответ – 0,2 б.
Образуйте от данных словосочетаний сложные
прилагательные:
Дальний Восток - _______________________________________
Средняя
Азия -__________________________________________
Короткое
время- ________________________________________
Прямой
угол -___________________________________________
Сорок лет -
____________________________________________
За каждый правильный ответ – 0,2 б.
Подчеркните лишнее слово в синонимическом
ряду:
Краткость, сжатость,
содержательность, лаконичность, немногословность.
За правильный ответ – 1б.
В
каком случае синоним подобран неверно?
А. Личина – личность
Б.
Броский – ненужный
В.
Компактный – маленький
Г.
Мешковатый – неуклюжий, неловкий
За каждый правильный ответ – 0,25 б.
В
каком случае антоним подобран неверно?
А.
Корректный – невежливый
Б.
Вычурный – талантливый
В.
Ералаш – порядок
Г.
Скудный - бесцельный
За каждый правильный ответ – 0,25 б.
Отметьте случаи неправильного употребления слова благодаря:
А.
Благодаря крепкому здоровью он легко переносил любые нагрузки во время
тренировок.
Б.
Благодаря перелому ноги я попал в больницу.
В.
Гости разъезжались, благодаря хозяев за радушный приём.
Г.
Машина вышла из строя благодаря аварии.
За каждый правильный ответ - 0,5 б.
Шестой падеж
русского склонения М.Ломоносов назвал «предложным». Раньше этот падеж называли «местным». Подумайте и ответьте, почему его так
называли? _________________________________________________________________________________________________________________________ За
правильный ответ – 1б.
Её вешают,
дают на отсечение, ломают, иногда теряют.
О чём идёт речь?___________________ За правильный ответ – 1б.
Прочитайте стихотворение А.Шибаева.
Определите значения многозначного слова идёт:
Он
мне сказал: «В кино?
Идёт!»______________________
Он не
спросил: «А что идёт?» -_______________________
Мол,
это к делу не идёт._____________________________
Даю
билет – и он идёт.______________________________
(Ах,
как костюм ему идёт!)__________________________
Вдаль
наша улица идёт.______________________________
Трамвай
по улице идёт.______________________________
И
дождь на улице идёт.______________________________
А он
пешком себе идёт._______________________________
Упорно
к цели он идёт.________________________________
За каждый правильный ответ – 0,1 б.
Напишите 5 существительных общего рода.
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
За каждый правильный ответ – 0,2 б.
Объясните значение следующих пословиц и
поговорок:
Бабушка
надвое сказала.___________________________________________________
Первый
блин комом._______________________________________________________
Как
об стенку горох._______________________________________________________
По
одёжке протягивай ножки.______________________________________
За каждый правильный ответ – 0,25 б.
Напишите 5 крылатых выражений из комедии
А.Грибоедова «Горе от ума».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ – 0,2
б.
Ученик, определяя
спряжение глаголов, рассуждал так: «Бежать – глагол 2 спряжения, так как
в 3 л.
ед.ч. имеет окончание -ит (бежит); хотеть – глагол 1 спряжения, так как в 3 лице ед.
числа имеет окончание –ет (хочет)». Согласны
ли вы с ним? .................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
За правильный ответ – 1 б.
Вставьте
в текст подходящие по смыслу отрицательные местоимения:
.................... меня так не обижало, как то, что брат до сих
пор считал меня маленьким. Он не говорил со мной
............................... серьёзном, не знакомил меня .................................из
своих товарищей. Когда у него собирались однокурсники, брат говорил мне: «Пошёл
бы ты гулять,...........................
тебе здесь делать».
За каждый правильный ответ – 0,25
б.
Расставьте знаки препинания:
Где бы вы ни бывали в городе или в деревне в вагоне поезда или на
палубе речного парохода на севере или на юге нашей страны всюду прислушивайтесь
к русскому языку к певучему народному говору запоминайте и впитывайте в себя
этот единственный по богатству образности и поэтичности поистине самый
свободный и волшебный из всех языков мира.Прав был Тургенев когда говорил что
такой язык может быть только у великого народа. (К.Паустовский)
За
каждый правильный знак – 0,1 б.
Кто из русских композиторов обессмертил в музыке «Пиковую даму» Пушкина?
Глинка, Чайковский, Рахманинов,
Мусоргский.
За правильный ответ – 1 б.
Как объяснить иностранцу следующие речевые
обороты?
Очень мне
надо!_________________________________________________ Здравствуйте, я ваша
тётя!_______________________________________
За каждый
правильный ответ – 0,5 б.
30.Восстановите поэтический текст.
Напишите, кто автор этих строк и кому они посвящены.
«Погиб ...................! – невольник чести-
Пал, ...........................................
молвой,
С свинцом в груди и жаждой
........................,
Поникнув
............................................ головой!..»
_____________________________
________________________________________________ За текст – 0,5 б. За второе задание – 0,5б. В сумме -1б.
Максимальное
количество баллов – 30. За каждую орфографическую ошибку вычитается 0,2 б., за
пунктуационную – 0,1б.
No comments:
Post a Comment