Monday, November 12, 2012

12-րդ դասարանի ռուսերենի օլիմպիադայի հարցեր



12   класс
1.    Какие слова получатся, если произносить в обратном порядке звуки в словах: 
лог, лён, люк, яр      _______________________________________________________
                                                                                                                                                                                                                                                                                               
                                                                             За каждый правильный ответ -0,25 б.
 
2.    В некоторых изданиях иногда публикуются шуточные толкования русских слов, например: заморышвернувшийся из кругосветного путешествия; четвертовать – выставлять оценки за четверть. Попытайтесь дать такого типа толкования следующим  словам:
 Мартышка-__________________________________________________________
Стенография-_________________________________________________________
                                                                                    За каждый ответ -0.5б.

3.     Определите род существительных:
Тюль______________, вуаль_________ , табель__________, бандероль________, пастель___________.
                                                                  За каждый правильный ответ -0.2б.

 
4.     Образуйте от данных прилагательных простую  форму  сравнительной степени:
    жидкий -.........................................         жёсткий-.................................................
    горький-...........................................       бойкий........................................................
    ловкий-.................................................                           За каждый правильный ответ 0.2б

5.     Запишите в нужной форме:
Обратиться к  (Мария, Софья, Мариам, Анаит, Лиля, Антон, Нарек, Наири, Валентин, Валерий)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                                                                     За каждый правильный ответ 0,1б.
6.    Определите, являются ли одушевлёнными следующие существительные. Почему вы так считаете?
Народ-............................................................  кукла-.................................................................
Мертвец-.......................................................  леший-.................................................................
Молодёжь -.........................................................           За каждый правильный ответ – 0,2 б.                       

7.    Исправьте ошибку в употреблении глагольной формы:
 Им двигает желание выделиться из толпы.______________________________________
 Она обижается, и слёзы брызгают из её глаз._____________________________________       
                                                                                                    За каждый правильный ответ 0,5б.
8.    Исправьте предложения с речевыми недочётами:
Корреспондент попросил министра здравоохранения сказать несколько слов о начавшейся эпидемии гриппа для наших читателей.................................................................................................
...................................................................................................................................................................
В школе была организована выставка работ из природного материала учащихся
..........................................................................................................................................................                                                                                                                        
                                                                                            За каждый правильный ответ – 0,5 б.
9.     Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
Высокомерный, надменный, надутый, спесивый, высокопарный.
                                                                                        За правильный ответ – 1б.

  10.  Подберите антонимы к предложенным словам.
1. Конкретный





А








2. Поддельный





Н








3. Печальный





Т








4. Гладкий





О








5. Будничный





Н








6. Коллективный





И








7. Минимальный





М








8. Трусливый





Ы








                                                  За решение кроссворда – 1б.(Частичное  решение не принимается.)                                                                                         
  11.Какой из данных паронимов может быть  употреблён  относительно к человеку? Подчеркните.
Абонент – абонемент, взрослеть – взрослить, сытый – сытный, запасный- запасливый.
                                                                                              За каждый правильный ответ – 0,25б.

  12. Установите соответствие между словом  и его значением:
Бренный                         чрезвычайно точный и аккуратный    
Тщетный                      изысканно нарядный
Педантичный              бесполезный
Щегольской                 преходящий, тленный
                                                                                                За каждый правильный ответ – 0,25б.

  13. Соедините числительные и существительные в словосочетания:
Двое                       ножницы_______________ козлята______________
Два                       мужчины_______________   дочери_________________
Две                        друзья_________________   сутки__________________
                              яблоки_________________ сани___________________
                              сироты_______________ женщины_____________
                                                                         За каждый  правильный ответ – 0,1 б.
  14 . Соедините данные фразеологизмы в синонимические пары:
заткнуть за пояс                                           стреляный воробей
толочь воду в ступе                                      иметь зуб на кого-то        
держать камень за пазухой                          переливать из пустого в порожнее
тёртый калач                                               утереть нос
белая кость                                                  голубая кровь
                                                                                                 За каждый правильный ответ – 0,2 б.

  15. Определите род существительных:
Дитя, домище, чудище, зайчишка, пламя, заборишко, питьё, пёрышко, бородища, зубрила.
                                                                                       За каждый правильный ответ – 0,1 б.

  16. Исправьте ошибки в употреблении  фразеологизмов:
Я по гроб доски не забуду его доброту.  ___________________________________________
Нельзя всех мерить под одну гребёнку.____________________________________________
Он в этом деле играет важную скрипку. __________________________________________         
Каждый раз он начинает петь мне фимиамы.______________________________________
                                                                                          За каждый правильный ответ – 0,25 б.

 17. Допишите пословицы:
Не всё коту___________________________________________________________
Баба с возу ___________________________________________________________
Новая метла __________________________________________________________
На чужой роток________________________________________________________
                                                                                        За каждый правильный ответ -0,25 б.

  18. Напишите 5 существительных общего рода и объясните их значения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                                                         За каждый правильный ответ – 0,2 б.

 19. Какая ошибка допущена в словосочетаниях: "свободная вакансия", "патриот своей родины", "прейскурант цен", "ответная контратака"?
_____________________________________________________________________________
                                                                                            За каждый правильный ответ – 0,25 б.

  20. Впишите, где нужно, Ь или Ъ:
Ад..ютант, обез..янничать, из..ян, из.ящный, пред..октябр..ский, январ..ский, в..ющийся, трёх..этажный, порт..ера, в заяч..ем тулупе.
                                                                                    За каждый правильный ответ – 0,1 б.

  21.Укажите, в каких значениях выступает слово чай в приведенных ниже предложениях.
1. Чай бросали прямо в котелок и давали ему вывариться: получалась крепкая, почти черная жидкость (В.Гаршин). _______________________________________________
2. Утреннее солнце блестит на самоваре и ярко дробится в стаканах янтарного чая (А.Серафимович).__________________________________________________________
 3. В долинах Грузии зацвели кусты чая.__________________________________________
 4. После чая все пошли в залу (М.Лермонтов). ____________________________________
                                                                                       За каждый правильный ответ – 0,25 б.
  22. Расставьте знаки препинания в предложении:
Кажется мне что писатели которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас имеют один общий и весьма важный признак они куда-то идут и Вас зовут туда же и Вы чувствуете не умом а всем своим существом что у них есть какая-то цель как у тени отца Гамлета которая недаром приходила и тревожила воображение (по А.Чехову).
                                                                                                              За правильный ответ – 1б.

  23. Допишите строчки из произведений А.Пушкина, ставшие крылатыми выражениями. 
 Быть можно дельным человеком... _____________________________________________
 Мы все учились понемногу... ____________________________________________________
 Привычка свыше нам дана... ____________________________________________________
Глаголом жги...________________________________________________________________
                                                                                      За каждый правильный ответ – 0,25 б.

  24. Впишите Е или И:
Пр..зреть сироту, камень пр..ткновения, пр..клонить колено, пр..творяться больным, пр..творять в жизнь, седой пр..вратник, пр..небрежительный ответ, непр..ступная крепость, пр..ступить закон, пр..вратный смысл.
                                                                                               За каждый правильный ответ – 0,1 б.
  25. Впишите Н или НН:
Беше..ый, невида..ый, некоше..ый, смышлё..ый, багря..ый, толчё..ый, купле..ый, непуга..ый, свяще..ый, незва..ый.
                                                                                            За каждый правильный ответ – 0,1 б.
  26. Впишите НЕ или НИ:
Это был н.. кто иной, как Саша. Чего я только н.. делал, чтобы развеселить её! Н..  мы одни обсуждали происшедшее. Какие только мысли н.. приходят в голову! Что бы н..  говорили о счастье, у каждого к нему свой путь.                                                                                       
                                                                                        За каждый правильный ответ – 0,2 б.
  27. Замените прямую речь косвенной.
 «Послушай, мужичок,- сказал я ему,- не знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довезти меня до  ночлега?»...................................................................................................................
...............................................................................................................................................................
                                                                                                  За  правильный ответ – 1 б.
28. Допишите слова песни:
Если б знали вы, как мне дороги__________________________________________
                                                                                                   За  правильный ответ – 1 б.                                                                                                  
  29.  Восстановите текст стихотворения. Назовите имя автора.
 Кто создан из.........................., кто создан из...........................,-
А я серебрюсь и .....................................!
Мне дело – измена, мне имя -.....................................................
Я - .................................................... пена морская.
                                                                                              За каждое задание – 0,5 б.
   30.   Установите соответствие между произведением и его эпиграфом:
1.«И жить торопится, и чувствовать спешит»
2.«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
3.«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!»
4.«Так кто же ты? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»  

А. «Евгений Онегин» А.Пушкина
Б. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова
В. «Барышня-крестьянка» А.Пушкина
Г. «Ревизор» Н.Гоголя
                                                                                    За каждый правильный ответ – 0,25

                                                               

Максимальное количество баллов – 30.
За каждую орфографическую ошибку вычитывается 0,2 балла. За каждую пунктуационную ошибку вычитывается 0,1 балла.
































                                                                 

No comments:

Post a Comment

circle.am